О борьбе с контрафактом

Что такое контрафакт?

Любой товар может содержать в себе различные объекты права интеллектуальной собственности. Возьмем простую авторучку. Технические решения, использованные при ее изготовлении, могут быть запатентованы в качестве изобретений или полезных моделей. Форма ручки может быть защищена патентом на промышленный образец, а иногда даже получить охрану в качестве объемного знака для товаров и услуг. На ручку могут быть нанесены словесные или графические обозначения, которые могут одновременно являться как торговыми марками, так и объектами авторского права.

Контрафактной является продукция, которая используется в хозяйственном обороте с нарушением прав на любой содержащийся в ней объект права интеллектуальной собственности. При этом контрафактную продукцию не следует смешивать с контрабандной, то есть с продукцией, перемещенной с сокрытием от таможенного контроля. Хотя одно не исключает, а скорее, предполагает другое. Также понятие контрафактной продукции не следует смешивать с более общим понятием фальсифицированной продукции. Согласно украинскому законодательству о защите прав потребителей в понятие фальсифицированной продукции включается: а) контрафактная продукция; б) продукция, изготовленная с нарушением законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, причем, даже в том случае, когда это не нарушает законодательства об интеллектуальной собственности; в) продукция, изготовленная с нарушением технологии производства.

Соответственно видам объектов интеллектуальной собственности различают и виды контрафакта:

а) Лидирующее место занимает использование обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированными торговыми марками. Это касается практически всех видов товаров.

б) С подделкой торговых марок может соперничать лишь подделка внешнего вида товаров, то есть незаконное использование дизайнерских решений. Это касается, прежде всего, тех товаров, которые продаются в основном благодаря своему дизайну: ткани, обои, керамическая плитка, предметы интерьера, предметы роскоши, одежда и т.п.

в) Особое место занимает незаконное использование аудиовизуальной продукции, книг и компьютерных программ. В отношении этого вида контрафакта используется термин "пиратство".

г) В значительно меньшей степени распространено незаконное использование технических решений, запатентованных в качестве изобретений. Это связано с тем, что современные изобретения касаются высокоразвитых технологий, которые трудно воспроизвести.

С контрафактом связано несколько мифов.

Во-первых, контрафактные товары часто рассматриваются только как товары низкого качества. В большинстве своем это так, но не всегда. Одежда, пошитая с использованием украденного дизайна, может быть изготовлена из гораздо более высококачественных тканей, при этом оставаясь контрафактной.

Во-вторых, считается, что контрафактная продукция контрафактна везде. Это не так. Объекты промышленной собственности имеют строго территориальную сферу охраны. Поэтому реализация товаров, маркированных определенным обозначением, в стране, где это обозначение не получило какой-либо охраны, не будет считаться нарушением закона. Более того, если права на такое обозначение в некоторой стране зарегистрированы за другим лицом, оригинальная продукция в этой стране сама может превратиться в контрафактную.

В-третьих, считается, что, имея достаточный опыт, контрафактную продукцию всегда можно отличить от оригинальной. Это справедливо не для всех видов товаров. Например, пиратская программа, как правило, ничем не отличается от оригинальной. Если недобросовестное издательство вопреки соглашению с автором выпустило больший тираж произведения, часть которого реализует с сокрытием от авторского контроля, то такой дополнительный тираж также является контрафактным. Это тот случай, когда значение слова "контрафакт" (counterfeit) шире, чем его буквальный перевод с английского как "подделка".

Еще одно распространенное заблуждение связано с тем, что контрафакт распространяется только нелегально, а официальное приобретение товаров исключает их контрафактность. В действительности законодательство большинства стран исходит из принципа, согласно которому переход права собственности на вещь в общем случае не означает автоматического перехода прав на объекты интеллектуальной собственности, в этой вещи заключенные. Если речь не идет об исчерпании прав, праве преждепользования и других частных случаях, то легально купленная вещь может оставаться контрафактной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Стоит ли бороться с контрафактом?

В мировом масштабе контрафакт неискореним, пока существуют его экономические предпосылки. В локальном же масштабе отдельной страны или региона борьба с контрафактом может вестись достаточно успешно и она настолько оправдана, насколько затраты на нее оказываются меньше убытков, причиняемых нарушителями.

Возьмем, к примеру, сферу промышленного дизайна. Дизайнерские решения оказывают решающее влияние на выбор потребителя. Это особенно очевидно в отношении группы товаров, предназначенных для оформления окружающей человека среды: мебельных тканей, керамической плитки, обоев, предметов интерьера и т.п. В себестоимости производства таких товаров дизайнерское решение зачастую стоит дороже тех материалов, из которых они изготовлены.

С большинством таких товаров происходит примерно следующее: приобретено дорогое дизайнерское решение – изготовлен качественный товар – оплачены маркетинговые мероприятия – продажи компании начинают стремительно расти, а через какое-то время – столь же стремительно падать. Виной тому отнюдь не изменчивые вкусы потребителей. Фальсификаторы терпеливо ждут, когда затраты на маркетинговые мероприятия начнут приносить свои плоды, а затем заказывают в странах третьего мира более дешевые подделки. Чем больше усилий затрачено на продвижение дизайна на рынок, тем привлекательней он для фальсификаторов.

Если контрафакт вовремя не остановить, убытки от него составят стоимость нереализованного оригинального (более дорогого) товара, увеличенную на стоимость внедрения на рынок нового товара (взамен подверженному фальсификации и потому выброшенному из рынка). Сюда включаются и те убытки, которые трудно подсчитать. Например, – ущерб репутации компании или бренда и т.п.

Поэтому планирование защиты объектов интеллектуальной собственности должно быть таким же неотъемлемым элементом маркетинговой программы, как и рекламная стратегия. В противном случае фальсификаторы получают бесплатный маркетинг за счет правовладельца.

Организация антиконтрафактных мероприятий

В Западной Европе и США действуют десятки антиконтрафактных агентств, которые специализируются в этой сфере правовой помощи. В Украине это направление еще практически не развито. Несмотря на это, накопленный опыт позволяет предложить решения, реализация которых вполне под силу даже предприятиям малого и среднего бизнеса. Эти мероприятия включают в себя:

а) проведение мониторинга нарушений прав интеллектуальной собственности по всей территории Украины;

б) фиксирование нарушений прав интеллектуальной собственности, в том числе, в сети Интернет;

в) реализация предупредительных мер на основании соответствующих определений судов;

г) организация контрольных закупок совместно с органами МВД;

д) сопровождение уголовных дел по ст.ст. 176, 177, 229 УК Украины;

е) ведение хозяйственных и гражданских дел о нарушении прав интеллектуальной собственности;

ж) сопровождение дел о недобросовестной конкуренции в органах АМКУ;

з) включение объектов интеллектуальной собственности в соответствующий таможенный реестр ГТСУ.

До организации перечисленных мероприятий обычно проводится патентно-юридический аудит, задача которого состоит в определении готовности объекта интеллектуальной собственности к тем или иным мерам защиты. В некоторых случаях может потребоваться изменение способов и объема правовой охраны, а иногда и регистрация дополнительных объектов интеллектуальной собственности.